Вестник News
1 USD = 3.509 ₪ (+0.372)
1 EUR = 4.1285 ₪ (+0.068)
1 CAD = 2.7992 ₪ (+0.402)
16-01-2015 22:01 | Культура | Теги - Нина Шацкая, романсы

Нина Шацкая: Мои романсы – для всех


Нина Шацкая: Мои романсы – для всехРасстрел исламистами издевавшихся над всем и вся сатириков "Шарли Эбдо" вызвал миллионные демонстрации протеста против террора, благо "против" объединяться легче, чем "за". Но при этом многие справедливо отмечали, что в других условиях они ни за что не захотели бы оказаться на стороне "Шарли Эбдо" и олицетворяемой им разновидности самой низменной масскультуры.

Обе современные крайности – как крайний релятивизм ценностей, так и избыточно рабское им поклонение вплоть до пренебрежения чужой и своей жизнью, возмущают и наш разум, и наше нравственное чувство. Именно об этих крайностях и о том, возможна ли здесь золотая середина и пойдет речь.

Противостояние миров: «свободные» versus «покорные»
Современную эпоху принято описывать в терминах столкновения цивилизаций, причем два главных агента современного противостояния являются наследниками авраамического монотеизма. Именно внешние крайности в первую очередь бросаются в глаза по обе стороны баррикады, не важно, проходит ли линия раздела снаружи – вдоль границы цивилизаций или веков, материков или государств – или внутри – улицы, семьи или сердца человека. Одна крайность декларирует полный моральный релятивизм, другая – очень жесткие принципы, как правило проводимые в жизнь при помощи насилия. В первую очередь всем нам бросаются в глаза чисто внешние приметы. В «суперсвободном» лагере мы видим обязательные постельные сцены в фильмах, в то время как в «сурперзакрытом» обществе полиция нравов не разрешает мужчине и женщине ходить, взявшись за руки.

С одной стороны, открывать – так все тело! И то, что более-менее уместно открыть на пляже, преследует нас и в кафе, и в деловых учреждениях. С другой стороны, закрывать – так все, включая лицо, спрятанное под чадрой (паранджой, буркой, хиджабом). Конечно, сам по себе вопрос одежды скорее эстетический, чем этический, но это также вопрос культуры, и он тесно связан с мировоззрением и иногда носит ярко выражено идеологический характер.

Так, например, в Израиле среди евреев вязаная кипа мужчины и завязанный вокруг головы платок замужней женщины, как правило, служат знаком принадлежности к религиозным сионистам, в то время как светские мужчины и женщины часто не покрывают головы, а ультраотодоксальные носят шляпы и парики. В то же время мусульманская женщина или девушка прикрывает платком так же и шею. Арабский мужской головной платок – куфия пользуется популярностью не только у его традиционных обладателей, но и у радикальных левых. Некоторые феминистки считают, что закрытое лицо символизирует подчиненное положение женщины в исламе. По мнению некоторых социологов распространение в последнее время в Европе головных платков для исламских девочек связано с подъемом агрессивного исламизма.

В первом мире идея безопасного свободного секса и однополой любви популяризируется в школах. Во втором – даже за простой разговор с представителем противоположного пола женщину могут убить «на почве защиты семейной чести». С одной стороны – гей-парады и воинствующий феминизм, с другой – женское бесправие и многоженство. Тут – рожают меньше, чем необходимо для воспроизводства, там – больше, чем могут прокормить. Тут – скульптуры и картины, в которых уже не различить ни образа, ни чувства, ни смысла, там – запрет на любые изображения живого. Тут – литература низводится до обязательного включения в нее описания физиологических подробностей, бранных слов и сленга, там литературу ставят так высоко, что за неугодные книги приговаривают к смерти. Тут поклоняются идолам, вроде денег, карьеры или политкорректной терпимости-во-всем-и-любой-ценой, там чтут Единого массово поднятыми к небу задницами. Тут – крайний индивидуализм, разобщенность и невмешательство, переходящее в безразличие, там – принудительный коллективизм и воинствующая агрессия. И тут, и там одурманивание, в первом случае – самоубийственное, во втором – несущее смерть «неверным».
Глядя на лучших представителей этих худших проявлений, так и хочется высокопарно процитировать «Чума на оба ваши дома!»

Понятно, что в своей повседневной жизни большинство людей далеки от этих крайностей, но сегодня определяют лицо мира именно эти две полярные идеи. С одной стороны свобода от любых ограничений кроме физического присутствия соседского носа, с другой – однозначно-жесткий моральный диктат и насилие. Либо «Бога нет, и спеши все себе позволить здесь и сейчас», либо «Бог есть, и без рассуждений мы должны целиком посвятить себя священной войне». Любители наклеивать на любое явление ярлычки уже окрестили мир без Бога (без ценностей, без метанарративов) как «постмодерн», а воинствующий фундаментализм как «контрмодерн».

Постмодернистский «Свободный Запад»
Стереотип излишней свободы географически привязан к Западу и постхристианской культуре, но может проявляться и в других местах и культурах. Нам он знаком в виде расхожих принципов: живи сам и давай жить другим; не навязывай никому свою частную мораль, даже если она у тебя имеется; будь политкорректным и не вздумай назвать привычное – нормой, а остальное – отклонением от нее. Общепризнанной нормы нравственного и разумного больше нет, осталось только вредное для здоровья или мешающее другим. Живи с кем и как хочешь, лишь бы партнер был согласен и доволен (даже если это кошка).

Компромисс из практического принципа общежития превращается в единственную общепринятую ценность. Более того, любого, пытающегося говорить о норме и твердых принципах немедленно объявляют экстремистом. Ты настаиваешь на том, что дважды два четыре, а не пять или восемь? Стыдись, нужно проявлять гибкость и терпимость! Даже монотеизм попал под подозрение, ведь он не дает возможности устроить «компромисс» и полюбовно договориться с язычниками, приняв чужих богов в свой пантеон.

Что же происходит с обществом там, где не принято больше декларировать положительные общие нормы и одним на всех остается только запрет индивидам вмешиваться в чужую жизнь? Стало ли «открытое общество» действительно свободнее? В нем нет внешнего диктата человека или идеи, но подавление никуда не исчезло, оно лишь приняло безличный характер. На фоне распада традиционных моральных и рациональных запретов не могла не сохраниться необходимая социальная мимикрия. Взамен усвоенных четких и привычных моральных норм и разумного самоконтроля с необходимостью приходится вводить более жесткие внешние ограничения, эдакие чисто инструментальные приемы и табу на слова и поведение, вроде норм политической корректности. Такие жесткие наружные нормы стали техническим средством, делающим возможным само общежитие в современном Вавилоне. А те межчеловеческие отношения, которые раньше мерили нравственной и рациональной мерой, сегодня обсуждаются в терминах полезности, удобства и безопасности, вроде диеты или спорта. Там где отвергаются внутренние ограничители поведения, вроде – не пожелай чужую жену и освящай отношения со своей собственной, их приходится заменять многочисленными внешними правилами, вплоть до сложных тренировок на обязательных профессиональных курсах, где учат, как в ежедневном общении с противоположным полом избежать обвинения в «секшуал харрасмент» или «шовинизме здорового белого мужчины». Согласитесь, что внутреннее моральное правило предоставляет человеку больше свободы, чем заученные поведенческие стереотипы.

Стереотипы навязываются уже не только и не столько учителем, родителем или соседом, с которыми вас связывают некие живые человеческие отношения (то, что Фуко описывал как «микровласть»). Большинство ловит в свою электронную сеть и зомбирует экран, предлагая жизнь в навязываемой иллюзии реальности, конструируемой некой невидимой «матрицей». Кто стоит за этой «матрицей» – случайные люди или компьютерная сеть, Голливуд, государственные или мировые элиты – не все ли равно? Этот плен мягче, притягательнее, но он дает только иллюзию свободы.

В свое время анонимно-бюрократические объятия государства равноправных граждан казались разумнее и привольнее сословных барьеров и явной тирании местных князьков-самодуров. Но по прошествии некоторого времени оказалось, что группе или индивидууму куда труднее укрыться от всепроникающей государственной бюрократии, чем от власти старорежимных тиранов. Тиран преследовал личных врагов и боролся за свои личные и понятные интересы. «Nothing personal, just business», – говорят современные эйхманы и без существенной выгоды для себя превращают миллионы незнакомых им людей в дым и пепел.
Следующее революционное изменение, переживаемое нами сейчас под именем «глобализации», поднимает еще на одну ступень как нашу иллюзорную свободу, так и уровень зависимости (правда еще менее понятно от кого или от чего). Сегодня мы в некоторой степени возвращаемся назад от свободы нравственного выбора к обезьяньему инстинкту подражания, но уже в виртуальной стае и в масштабах всей планеты.

Последствия такой дезориентирующей свободы от целей и ценностей изучены и многократно описаны: из-за отсутствия у человека цели и смысла страдает индивидуальная психика, из-за индивидуализма и бегства от нравственных обязательств трещит по швам семья и дружеские связи, кризис общины сопровождается кризисом самоопределения. Вся социальная ткань рвется из-за утраты скрепляющих ее общих ценностей, и каждое меньшинство требует именно для себя льгот и предпочтений. В результате общество не воспроизводит себя ни физически (демографически), ни культурно. Нравственный релятивизм ведет к разрушению цивилизации, потому что культура, в отличие от естественного инстинкта, – это в первую очередь сознательное самоограничение. (Так необходимость для поэта писать в рифму одновременно и стесняет и стимулирует его, а необходимость для ученого доказывать теоремы делает науку продуктивной). Стоило ли побеждать природу, время и расстояние, если в результате получаешь свободу не для достижения свободно избранных целей, но исключительно вместо них?

Покорно-воинствующий «контрмодернистский Восток»
А новые гунны – воины джихада – ждут уже не только за воротами Западной империи. Их первый десант уже здесь, среди нас. Они требуют гражданства и прав меньшинств, пособий и гуманитарной помощи, и все это под угрозой очередного взрыва насилия. Переизбыток западной индивидуалистической свободы у них замещается колоссальным недостатком таковой. Живи так, чтобы ежедневно, ежечасно и ежеминутно быть принуждаемым и принуждать остальных жить по данным Аллахом единственно верным и не подлежащим обсуждению правилам. Не пытайся даже размышлять о нравственности – достаточно знать только, что за воровство положено отрубать руку, за прелюбодеяние – закапывать в землю живьем, а тех, кто не признает Аллаха – взрывать вместе с собой, превращая их в кровавое месиво, а себя в счастливого повелителя 72-х гурий. Нет гражданских и национальных государств – есть конкретные семейные кланы, явно враждующие друг с другом и тайно ведущие внутреннюю борьбу за главенство над своим родом. Отсутствие свободы здесь настолько наглядно, что уместно говорить уже не о социальной ткани, а о монолите, кристалле, где каждый твердо знает, кому он подчиняется и кто в свою очередь находится в полной его власти. Никакого расслабления и отсутствия воли к воспроизводству: женская матка провозглашена главным оружием наступления. Джихад – все, отдельные люди – ничто.

Они выдают себя за то лекарство, которое Всевышний создал прежде, чем послал Западу «болезнь виртуальности». Они пытаются навязать вместо бездуховности – слепую веру, вместо эгоизма – принудительный коллективизм, вместо сосредоточенности только на здесь и сейчас – заботу исключительно о потустороннем. Попытка вышибить клин клином? Но рабство у Аллаха не является истинной оппозицией западному бессознательному рабству у сиюминутных идолов. Альтернатива рабству – это свободный и сознательный выбор. Рецепт исламского фундаментализма не является лекарством. Он слишком устрашающ, слишком напоминает ту самую болезнь фанатизма в его собственном, европейском прошлом, от которого современный свободный мир отталкивался, когда перегибал палку в другую, нынешнюю суперсвободную сторону.

Перегибая палку то туда, то сюда, есть, конечно, шанс ее выпрямить, но гораздо вероятнее, что она сломается.

Ася Энтова

Вестник Израиля / Вестник News
Фото: авторов публикации
Версия для печати

    

Шанс на жизнь: «КЛОУНЫ ПРОТИВ ДЕТСКОГО РАКА»

Шанс на жизнь: «КЛОУНЫ ПРОТИВ ДЕТСКОГО РАКА»Нет ничего страшнее, чем болезнь ребенка. Особенно болезнь тяжелая. В такие периоды и для ребенка, и для его семьи крайне важны поддержка и участие других людей. И какое счастье, что среди нас есть те, кто готов в этот тяжелый час прийти на помощь и вместе с врачами дать детям шанс на жизнь. 24 июня, в Тель-Авиве... Подробнее

Вася Обломов – единственный концерт и диалог со слушателями в Тель-Авиве

Вася Обломов – единственный концерт и диалог со слушателями в Тель-Авиве14 июля Василий Гончаров, известный более как Вася Обломов, впервые приедет в Израиль, чтобы в рамках проекта LIVE TALK продюсерского центра MAVO представить израильской публике свой новый альбом "Долгая и несчастливая жизнь", исполнить полюбившиеся многим хиты прежних лет и ответить на вопросы... Подробнее

Диалог с Римасом Туминасом и киноверсия его спектакля "Евгений Онегин" – впервые в Израиле!

Диалог с Римасом Туминасом и киноверсия его спектакля "Евгений Онегин" – впервые в Израиле!20 мая в рамках проекте Cinema-Theater продюсерского центра MAVO компания Maestro Artist Management (USA) представит израильской публике киноверсию спектакля "Евгений Онегин" Государственного Академического театра имени Е. Вахтангова с Сергеем Маковецким в главной роли. А после показа Римас Туминас, режиссер... Подробнее

«Асиф» - новая выставка в Тель-Авивским музее искусств

«Асиф» - новая выставка в Тель-Авивским музее искусствБлаготворительный фонд имени Баруха и Рут Раппапортов был основан в 2006 году. Ежегодно фонд вручает две премии – молодому и ведущему художнику, живущим и творящим в Израиле – с целью поддержать отечественное искусство. Персональные выставки лауреатов премии проходят из года в год в Тель-Авивском музее изобразительных... Подробнее

Театр на Таганке: триумфальное возвращение в Израиль

Театр на Таганке: триумфальное возвращение в ИзраильВсемирно известный Театр на Таганке посетит Израиль не впервые. А после предыдущей феерии на израильских сценах, сомневаться в предстоящем успехе просто невозможно. Творческий коллектив привезет премьерную постановку музыкально-поэтического представления «Флейта-позвоночник». Израильский зритель давно не видел ничего... Подробнее

Еврейский кинофестиваль в Екатеринбурге

Еврейский кинофестиваль в Екатеринбурге20 – 23 ноября в Екатеринбурге пройдет Еврейский кинофестиваль, который представит гостям более 15 фильмов, 20 кинопоказов и насыщенную образовательную программу. Показы и специальные мероприятия киносмотра пройдут в Ельцин Центре и КАРО 10 Радуга Парк. Анонсированная программа первого Екатеринбургского Еврейского... Подробнее

Министерство алии и абсорбции приглашает израильтян посетить культурные мероприятия, которые пройдут в октябре при поддержке ведомства

Министерство алии и абсорбции приглашает израильтян посетить культурные мероприятия, которые пройдут в октябре при поддержке ведомства27 октября в Рамат-Гане пройдет один из первых концертов фестиваля "Еврейская свадьба". Свое название фестиваль позаимствовал у одноименной сюиты из концертной программы балета "Визави", выступление которого зрители увидят в заключительном гала-концерте фестиваля. В первый музыкальный вечер... Подробнее

Марк Тишман о родине физической и духовной

Марк Тишман о родине физической и духовнойСовсем скоро Марк Тишман вновь приедет в Израиль с мощным гастрольным туром. В общей сложности, артист даст восемь концертов в нашей стране. Марк никогда не лукавил, говоря, что обожает свои приезды в Израиль: «Я очень люблю приезжать в Израиль, здесь у меня есть друзья и родственники. Обожаю Иерусалим, там я всегда... Подробнее

Культурные события сентября

Культурные события сентябряМинистерство алии и абсорбции поздравляет граждан Израиля с приближающимся праздником Рош а-Шана и приглашает на мероприятия, которые пройдут при поддержке ведомства в преддверии этих дней. С 1 по 29 сентября в здании “Гейхал а-Тарбут” в Нетании проходит выставка изобразительного искусства “Игра из жизни”, на которой... Подробнее

Детский театральный фестиваль театра им. Орны Порат в дни каникул праздника Суккот

Детский театральный фестиваль театра им. Орны Порат в дни каникул праздника СуккотПриближается традиционный фестиваль «Ярон» , который уже в 13-ый раз проводит театр Орны Порат в каникулы Суккот. С 19 по 23 октября, в Тель-Авивском музее искусств пройдут показы всех самых популярных спектаклей нынешнего сезона. Фестиваль «Ярон» был учрежден известной иерусалимской семьей Иерушалми в память о Яроне... Подробнее

Международный джазовый фестиваль на Рош ха-Шана. Леонид Пташка и легендарный ансамбль «ManSound»

Международный джазовый фестиваль на Рош ха-Шана. Леонид Пташка и легендарный ансамбль «ManSound»В Израиль вновь приезжает легендарный вокальный ансамбль а’капелла «ManSound» - украинский мужской секстет, лучший в этом жанре коллектив на постсоветском пространстве, приглашенный джазовым пианистом и композитором Леонидом Пташкой на международный фестиваль, который пройдет в амфитеатре «Азриэли» в Тель-Авиве, в... Подробнее