Вестник News
1 USD = 3.509 ₪ (+0.372)
1 EUR = 4.1285 ₪ (+0.068)
1 CAD = 2.7992 ₪ (+0.402)
17-03-2013 12:58 | В Израиле | Теги - Мини-Арт 2013

Волшебство крошечных миров – выставка "Мини-Арт 2013" в Старом Яффо


Волшебство крошечных миров – выставка "Мини-Арт 2013" в Старом Яффо"Большую часть израильской живописи можно измерить профессиональной шкалой, но картины Нафтали Безема живут вне живописи и вне времени" - писал критик Адам Барух в 1979-м году. 88-летний Нафтали Безем - живой классик, живой пример израильской живописи, ведущий художник своего поколения, все еще продолжающий творить. Ретроспективная выставка его творчества, свыше 90 работ за шестидесятилетний период (начиная с 1950-х годов до сделанных в 2012-м году) – продлится до 17 апреля в тель-авивском музее искусств. Самое время пойти и вернуться, полными впечатлений от энергии, идей, работоспособности и тайн живописи и скульптуры этого мастера. "Я очень волновался и даже чего-то побаивался" – сказал Нафтали Безем сразу после открытия выставки, безусловно ставшей центральной экспозицией израильской живописи в этом сезоне в Тель-Авивском музее, задуманной еще несколько лет назад ныне покойным директором музея профессором Мордехаем Омером. Выставки захватывающей, всеобъемлющей, важной, очень личной и одновременно универсальной. Выставки гипнотизирующей живописи, требующей от зрителей расшифровки этих живописных "вибраций сердца".

Нафтали Безем – это легенда. Многие превосходные степени применимы к нему и к его работам – живописи, графике, скульптуре, барельефам. К работам, которые десятилетиями составляют визуальный ряд художественной жизни Израиля. Жизнь Безема связана с национальной историей, судьба – с судьбой страны. Все годы творчества он оставался верен своему искусству, несмотря на амплитуду изменений политических взглядов и мировоззрения. Безем создал уникальный стиль, художественный язык символов, сюрреалистических и аллегорических, вновь и вновь повторяющихся в его работах: рыбы, лев, петух, цифры, лодка и весла, лестница, субботние свечи, ангелы, человек в хасидской шляпе – танцующий, склоненный, грустно смотрящий на мир вокруг.

Из этих символов Безем создал мир, куда уходят и откуда возвращаются. Эти образы-символы, берущие начало в еврейской традиции, встречаются в его ранних работах и в самых последних, они не меняются и одновременно обновляются, став его мантрой, визуальной молитвой. Чувство принадлежности к Израилю, к еврейству и иудаизму неизменно сильно в его работах и особенно заметно в картинах последних лет, как и вдохновение, критика истории, драма семьи и страны, чувства и эстетика еврейской души, эзотерика и мистика.

В свою старую студии в Тель-Авиве Нафтали Безем вернулся в 2009 году вскоре после смерти жены и многих лет жизни в Европе, и тем самым замкнул круг: он бежал из Европы юношей в тридцатые годы, покинул Израиль в 90-е, и вновь вернулся. Но работы Безема не зависят от того города, где располагается ателье художника: Тель-Авив, Иерусалим, Нью-Йорк, Париж, Базель и снова Тель-Авив: Безему важно не место пребывания, а его семья, народ и он сам, и его уникальный художественный язык, живописная поэма из слогов-ритмов-символов-образов в розово-коричнево-сиреневом пространстве под крылом ангела.

Нафтали Безем родился в Эссене в Германии в 1924 году. В самый канун Второй мировой войны, в 1939 году, за две недели до начала войны по настоянию отца в рамках "Алият ха-Ноар" – молодежной алии - он прибыл в Эрец-Исраэль. Приплыл на лодке: корабль с беженцами стал на якорь в море и до берега группы эмигрантов ("это была самая трагичная иммиграция в истории человечества"- говорит Безем) добирались на небольших шлюпках. Достигнув берега, Безем упал в обморок, и его приводила в чувство Генриетта Сольд. С тех пор лодка – один из ключевых элементов его творчества, скульптура лодки - центр выставки.

Вся его семья погибла в Освенциме. В Израиле Безем стал членом социалистической организации ха-Шомер ха-Цаир - кибуц Арци. Его ранняя живопись – почти что документальна, полна социальной критики и сочувствия обществу: репатриантам, рабочим, земледельцам. "Мы приехали в Израиль, чтобы строить страну и стремились построить свою жизнь заново" – говорит Безем. С 1943-го по 1946-й год он учился в Академии "Бецалель" у Мордехая Ардона. В 1946 году, после окончания "Бецалеля" вместе с Ханной Либерман, позже ставшей его женой, Нафтали Безем поехал на Кипр, где преподавал искусство в лагере для перемещенных лиц. Годы спустя он признает огромное влияние тех лет на свою живопись: "Там я встретился лицом к лицу с моей темой. Я был и являюсь частью тех спасенных…". С 1949 по 1951 год Нафтали и Ханна жили в Париже. В 1954-м и в 1960-м годах он выставлялся в израильском павильоне на Венецианской биенналле, в 1963 году принимал участие в биеннале в Сан-Паулу, а два года спустя его работы выставлялись в МоМА - Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Несмотря на то, что Безем не пережил Катастрофу лично, его живопись проникнута ее осознанием. Катастрофа – главный элемент его работ. Художник-сюрреалист, он часто изображал Катастрофу через аллегорические символы, впрочем, легко расшифровывающиеся. Самый знаменитый его барельеф на тему Катастрофы - "Стена катастрофы и героизма" (из литого алюминия размером в 60 квадратных метров) - установлен у входа в "Яд ва-Шем" в Иерусалиме: четыре части символизируют Катастрофу, борьбу, алию и возрождение Израиля. Не менее известный барельеф Безема установлен в Доме президента в Иерусалиме. На выставке представлены живописные "слепки" этих барельефов. Но работы Безема, несмотря на символизм и горечь, полны мягкого света и надежды. Символы Катастрофы (а ранние работы Безема на эту темы - реалистичны и страшны) становятся символами надежды и возрождения.

В 1975 году его сын Ицхак погиб в результате теракта в Иерусалиме. Безем пишет: "Все пережитое отображается в моей живописи. Есть в моих работах пласты скрытой истины. Моя правда - в картинах, а не в словах. Это и есть живопись: скрытое и спрятанное. В моих картинах индивидуальное становится универсальным, личные переживания - общим правилом". Безем ясно видит цель своего искусства и плывет к ней – плывет на лодке сквозь драмы, трагедии, болезни, смерти. Плывет против мэйнстрима благодаря своему восприятию жизни, еврейскому духу и своей философии.

Выставка "Нафтали Безем: Уйти и вернуться" открыта до 17 апреля.
Сайт Тель-Авивского музея – http://www.tamuseum.com
Часы работы: воскресенье – закрыто, понедельник, среда - с 10.00 до 16.00; вторник, четверг - с 10.00 до 22.00, пятница - с 10.00 до 14.00 и суббота с 10.00 до 16.00.

Маша Хинич

Вестник Израиля / Вестник News
Фото: иллюстрации предоставлены организаторами выставки
Версия для печати

    

В Иерусалиме вручили награды отличникам программы ШАХАК

В Иерусалиме вручили награды отличникам программы ШАХАК15 июня в Иерусалиме состоялась торжественная церемония награждения студентов-репатриантов - отличников программы ШАХАК министерства алии и интеграции. Из 1000 молодых репатриантов, участвовавших в программе ШАХАК в 2016-2017 учебном году, специальная комиссия выбрала 85 отличившихся волонтеров – студентов. Программа... Подробнее

Парк ха-Мааян в Метуле вновь открыт для посетителей

Парк ха-Мааян в Метуле вновь открыт для посетителейЕврейский Национальный Фонд – Керен Каемет ле-Исраэль совместно с местным советом Метулы и компанией лотерей «Мифаль ха-паис» завершили реставрационные работы в парке ха-Мааян на сумму 850 тысяч шекелей. Большая часть этой суммы – полмиллиона шекелей – была пожертвована бельгийским отделением ЕНФ-ККЛ, 250 тысяч... Подробнее

В Сдерот прибыла с визитом самый большой спонсор ЕНФ-ККЛ

В Сдерот прибыла с визитом самый большой спонсор ЕНФ-ККЛГ-жа Джудита (Йехудит) Маталон, которая считается одним из крупнейших спонсоров проектов Еврейского Национального Фонда – Керен Каемет ле-Исраэль, прибыла в город Сдерот, чтобы своими глазами увидеть результаты благотворительности. Джудита Маталон из Милана начала работать секретарем в итальянском отделении ЕНФ-ККЛ,... Подробнее

«Еврейский Национальный Фонд - Керен Каемет ле-Исраэль содействует привлечению на Голаны сотен новых жителей»

«Еврейский Национальный Фонд - Керен Каемет ле-Исраэль содействует привлечению на Голаны сотен новых жителей»На протяжении десятилетий ЕНФ-ККЛ активно содействует решению задачи общенациональной важности – заселению Голанских высот и процветанию еврейского населения этих мест. В настоящее время ЕНФ-ККЛ включился в реализацию государственной программы по обустройству на Голанах 750 семей... Подробнее

ЕНФ-ККЛ выделяет 390 млн шекелей на социально-экологическую революцию

ЕНФ-ККЛ выделяет 390 млн шекелей на социально-экологическую революциюЕврейский Национальный Фонд – Керен Каемет ле-Исраэль и Министерство охраны окружающей среды представили совместную программу, направленную на снижение загрязнения воздуха и повышение качества жизни израильтян, в первую очередь в районах периферии. На реализацию программы ЕНФ-ККЛ выделена беспрецедентно высокая сумма... Подробнее

Студенты-репатрианты познакомились с Севером страны

Студенты-репатрианты познакомились с Севером страны76 студентов-репатриантов из Тель-Авива и других городов центра страны провели два дня на Севере Израиля, став участниками семинара, посвященного еврейской самоидентификации и знакомству с жизнью различных этнических групп израильского общества. Семинар был инициирован и организован Управлением по делам студентов... Подробнее

Открытие нового велотрека в лесу Ахихуд

Открытие нового велотрека в лесу АхихудЕврейский Национальный Фонд - Керен Каемет ле-Исраэль приглашает всех любителей велопрогулок на открытие нового "сингла" в лесу Ахихуд, которое состоится в ближайшую пятницу, 24 марта 2017 в 6:30 утра. Сбор возле восточного въезда на проселочную дорогу леса Ахихуд (от перекрестка Гилон). Мы встретим вас... Подробнее

Название таббуя вам что-нибудь говорит? Но видели вы это дерево наверняка!

Название таббуя вам что-нибудь говорит? Но видели вы это дерево наверняка!Родом таббуя из тропических лесов Южной Америки, но, начиная с середины 70-х годов прошлого века, она прекрасно акклиматизируется в Израиле. А подлинный ее расцвет здесь наступил в 1998 году, когда агроном Сима Каган (привезшая из экспедиций по свету на опытную делянку ЕНФ-ККЛ "Гилат" множество саженцев и... Подробнее

Град и наводнение в Эйлате, был закрыт аэропорт

Град и наводнение в Эйлате, был закрыт аэропортВ ночь на среду, 1 марта, в Эйлате выпал град. Утром прошел сильный дождь. Выпадение града является необычным погодным явлением для курортного Эйлата. В 6:40 поступило сообщение о том, что в связи с погодными условиями аэропорт Эйлата временно закрыт для приема и вылета самолетов. В Управлении аэропортами пассажирам... Подробнее

Новогодняя Ханука

Новогодняя ХанукаХодят ли в «чужой монастырь» со своим уставом? Некоторые ходят, только им там не рады. Но что прекрасно в нашем Израиле, так это то что «наш монастырь» - особенный. И прекрасен он тем, что все разнообразие культур и традиций, принесенных евреями со всего мира, могут тут ужиться. Латкес и хумус, музыка в стиле... Подробнее

Израильтяне строят скворечники

Израильтяне строят скворечникиТочнее, синичники. Маленькие деревянные домики с надписью «яргези» (так зовется синица обыкновенная на иврите) сегодня можно увидеть в больших количествах в общинных лесах в районе Средиземноморской полосы и Иудейской низменности. В рамках проекта «Афим аль ха-яар» Еврейского Национального Фонда – Керен Каемет... Подробнее