Вестник News
1 USD = 3.574 ₪ (-0.39)
1 EUR = 4.1052 ₪ (-0.805)
1 CAD = 2.8324 ₪ (-0.271)
13-07-2010 09:52 | Калейдоскоп | Теги - ламинирование волос

Спасательный круг для ваших волос


Спасательный круг для ваших волосВ канун встречи Биньямина Нетаниягу с президентом Обамой и в США, и в Израиле вновь раздались голоса, утверждающие, что без прекращения еврейского строительства в Иерусалиме, или того, что палестинцы называют «иудаизацией Иерусалима», так называемый мирный процесс невозможен. Особенно резкой критике подвергся в эти дни мэр столицы Нир Баркат, решивший снести часть (только часть!) незаконных арабских построек в квартале Шилоах (Сильван). Ну, а решение муниципальной комиссии по строительству утвердить планы возведения в Иерусалиме новых еврейских кварталов были объявлены едва ли не главной причиной кризиса в американо-израильских отношениях.

Однако, тем, кто выступает сегодня против «иудаизации Иерусалима» стоит хотя бы один раз пройтись по Иерусалиму и познакомиться с историей тех самых мест, в которых сегодня селятся евреи. И тогда, возможно, они поймут, что куда правильнее говорить о еврейской реконкисте – попытке вернуть хотя бы часть того, что было некогда отнято у евреев арабскими погромщиками.

Страсти по Шилоаху

Когда заходит речь о сносе арабских домов в Сильване-Шилоахе, Ицхак Фишелевич просто показывает фотографии этого района, сделанные с птичьего полета, сделанные до 1967 года. Оказывается, еще во времена мандата, оценив историческое значение этих мест и поняв, какие сенсационные открытия могут ждать здесь археологов, англичане запретили здесь вести какое-либо строительство. По сути дела, идея создания здесь историко-археологического заповедника принадлежит именно им. На аэрофотосъемке Шилоаха 1967 года четко видно, что большую его часть покрывают кусты и деревья. На снимках последних лет этих кустов и деревьев вы уже не найдете – их попросту вырубили, чтобы возвести на этом месте те самые незаконные дома, которые сегодня подлежат сносу. Это широкомасштабное незаконное арабское строительство велось в этом районе при полном попустительстве городских властей и правительства. Это – уж не говоря о том, что в свое время в Шилоахе жило немало евреев, которых просто выбросили из их домов.

И вот сейчас, когда Нир Баркат просто пытается восстановить в этом районе власть закона, это и вызывает яростное сопротивление арабов, прекрасно помнящих о том, в чьих домах они живут и где именно здесь некогда стояли синагоги. И, одновременно, местные арабы прилагают все усилия для того, чтобы выжить их района поселившихся здесь в доме «Бейт-Йонатан» семь еврейских семей и не допустить возрождения в Шилоахе деятельности старой синагоги, построенной выходцами из Йемена.

Такова правящая сегодня в Иерусалиме логика абсурда: фактические оккупанты требуют узаконить результаты присвоения ими чужой собственности и называют оккупантами законных хозяев.
- Проблема заключается в том, что многие и коренные израильтяне, и, тем более, новые репатрианты, не говоря уже о представителях зарубежных стран не знакомы ни с реальной историей, ни с географией Иерусалима. Поэтому с готовностью повторяют мантры о том, что евреи «должны уйти с оккупированных территорий», «вернуться за зеленую черту» и т.п. Однако, когда их знакомят с реальными фактами, показывают на местности, где проходит эта самая «зеленая черта», у них округляются глаза, и они начинают понимать, какая реальность кроется за этими словами, - объясняет Анна Антопольская, создавшая пять лет назад вместе с Машей Писецкой-Зболинской амуту «Место встречи».
Все эти годы амута, помимо всех прочих направлений своей деятельности, организует для выходцев из СССР-СНГ (а в последнее время и для туристов из различных стран) экскурсии по Иерусалиму, Иудее и Самарии с тем, чтобы объяснить людям, что евреи не хотят ничего чужого – им бы вернуть свое.
- Возьмите ситуацию в квартале Шимон а-Цадик, который арабы упорно называют Шейх-Джорахом, - продолжает Аня. – Сегодня уже никто не отрицает, что евреи там селятся в законно принадлежащих им домах, стоящих на купленных ими землях. Но вспомните, к каким только ухищрениям не прибегали арабы, чтобы не допустить возвращения туда евреев. Сначала они попытались подделать документы на владение землей, для чего направили своих представителей в Турцию. На наше счастье изготовленная там фальшивка была настолько низкопробной, что суд вынужден был это признать. Тогда они прибегли к закону о так называемом «защищенном жилье», то есть заявили, что их нельзя выселить из этих домов потому, что они живут в них несколько десятков лет. Но тот же закон требует о таких жильцов выплачивать арендную плату и все полагающиеся в таком случае налоги. Когда от них потребовали внести эти деньги, арабы отказались. И после этого они израильские левые продолжают утверждать, что вселение евреев в еврейские дома было незаконно!

Ведущий гид амуты «Место встречи» Ицхак Фищелевич и стал моим «Овидием» по так называемому Восточному Иерусалиму, в котором, вопреки всему, пусть медленно, но верно возрождается еврейское присутствие.

«Зеленая черта – у нас в головах»

Эти слова произнесла во время нашего разговора Шира Ганц, относительно недавно поселившаяся вместе с мужем и четырьмя детьми на Масличной горе, неподалеку от расположенного здесь еврейского кладбища. Сейчас в этой части Масличной горы проживает две еврейские семьи, но не исключено, что вскоре их станет больше.
Как выясняется из нашего разговора, еще не так давно Ширу звали Ирой. В 1990 году она репатриировалась вместе с родителями в Израиль. Затем была учеба на факультете музыки Иерусалимского университета, курсы для офицеров ВМФ ЦАХАЛа, служба и то, что не очень верно переводится на русский как «возвращение к ответу». На Масличную гору семья Ганц перебралась из все того же квартала Шимон а-Цадик – выделенная им там квартирка была просто мала для молодой, пополняющейся детьми семьи.
- Ну, хорошо, - говорю я, - я могу понять ваше возвращение к иудаизму. Но почему Шимон а-цадик? Почему Масличная гора?! Зачем селиться среди арабов и искать приключений?!
- Тогда можно спросить и так: «Почему Израиль? Почему Иерусалим?» - отвечает Шира. – Без осознания того, что это – наша земля, нашей связи с ней; что ситуация, когда евреи не могут жить и боятся ходить по какой-то части Иерусалима, бессмысленным становится абсолютно все.
- Я обратил внимание, что вы даже не запираете калитку дома. Совсем не боитесь?
- Страх возникает тогда, когда человек не чувствует уверенности в своей правоте. Как я уже сказала, ненормально это как раз, когда евреи боятся жить в какой-то части Иерусалима, - отвечает Шира.
Любопытно, что почти такой же ответ чуть позже мне даст Яэль Штернберг, живущая вместе со своей семьей за Шхемскими воротами, в самом сердце арабского квартала. Семья Штернберг перебралась в Иерусалим из разрушенного в рамках печально известного «одностороннего размежевания» Хомеша, и калитка ее окруженного со всех сторон арабами дома тоже была открыта, так что войти в нее мог любой.
- Я просто поняла, что если мы будем постоянно бояться и запираться на замки, то будет только хуже. Вот тогда и возникнет страх: мы начнем прислушиваться к каждому скрипу, к каждому шороху. Но вот этого как раз нельзя допустить. И потом, я хорошо помню теракты в поселениях во время второй интифады. Тогда террористы проникали в еврейские дома в поселениях, несмотря на то, что они были заперты. Нет, думаю, как раз самое глупое – это бояться. Тому, кто чувствует себя хозяином, бояться нечего, - сказала Яэль.

Со двора дома Ширы Ганц открывается вид на квартал Маале-Зейтим – тот самый, в котором уже построены десятки еврейских домов и сейчас продолжается оживленное строительство, о чем свидетельствуют работающие краны. Тот самый, по поводу которого продолжают бушевать страсти и на который пеняют нам американцы.
- Земля, на которой стоит этот квартал, и еще десятки окружающих его дунамов была в свое время куплена волынскими хасидами и ХАБАДом, о чем есть все документы, - говорит Ицхак Фишелевич. – Затем ее приобрел Эрвин Москович. Все, как обычно: евреям приходится по несколько раз платить за покупку одного и того же участка земли.
С Масличной горы мы отправляемся в Старый город, где, если верить газете «Гаарец», евреи то и дело пытаются незаконно вселиться в тот или иной дом, нарушив тем самым права проживающих здесь арабов…

Кто в доме хозяин?

- Тот, кто думает, что большинство населения Старого города Иерусалима всегда составляли арабы-мусульмане, глубоко заблуждается. Все исторические документы однозначно свидетельствуют о том, что в начале ХХ века 55% населения Старого города составляли евреи, - рассказывает директор амуты «Атерет коаним» Даниэль Лурия. - Здесь действовало множество синагог и ешив, и здесь необычайно активно приобретали дома религиозные общины, богатые еврейские купцы, а затем и приверженцы политического сионизма. Помните, какой шум был поднят в конце 80-х годов, когда Ариэль Шарон вдруг решил приобрести квартиру в Старом городе? Как его только тогда не называли – провокатором, разжигателем ненависти между народами и т.д.! Но истина-то заключалась в том, что Арик купил квартиру в доме, который за столетие до него приобрел богатый купец из Витебска Витенберг. Он решил передать этот дом еврейским беднякам, и тогда в нем размещалось несколько десятков небольших квартир. Здание так и называлось – «Дом Витенберга». Эта инициатива Шарона в итоге привела к тому, что «Дом Витенберга» был полностью выкуплен евреями, и сейчас в нем живет десять семей. То же самое касается и других домов, которые с помощью нашей амуты были заселены евреями.

Даниэль Лурия подчеркивает, что амута «Атерет коаним» сама не приобретает дома – это дело частных предпринимателей. В ее задачу входит их обживание евреями, обеспечение им нормальных условий для жизни.

Впрочем, нормальной такая жизнь пока может считаться только условно: в каждом доме присутствует вооруженная охрана, в задачу которой входит не только обеспечение безопасности самого дома, но и сопровождение живущих здесь детей в школу или даже просто на игровую площадку. Значительная часть этих охранников, как легко догадаться составляют «русские» ребята, прошедшие службу в элитных частях ЦАХАЛа. По их словам, никаких «особых инцидентов» в последнее время вокруг этих домов не было. То есть, конечно, когда они ведут детей в школу, арабы часто осыпают их проклятиями и оскорблениями; было несколько случаев, когда они пытались забросать их камнями, но к этому привыкаешь…

Узнать дома, принадлежащие сегодня евреям в Старом городе, просто – над ними обычно развеваются израильские флаги. Когда мы оказываемся в прохладных полутемных дворах этих домов, Ицхак Фишелевич с увлечением цитирует Шая Агнона, в рассказах которого оживает не такое уж далекое прошлое. В них эти дома снова оказываются полны евреев, ютящихся в крохотных квартирках в одну-две комнаты; жарящих, парящих, стирающих, молящихся в синагогах, склоняющихся над томами Гемары в ешивах и ни в коем случае не чувствовавших себя здесь чужаками. Скорее наоборот: чужаками себя тогда на многих улицах Старого города чувствовали именно арабы.
- Остановитесь! – вдруг говорит Фишелевич, когда мы проходим мимо зловонного мусорного ящика.
Я задерживаю дыхание и останавливаюсь.
- Приглядитесь! – снова советует Фишелевич.
Приглядываюсь – и ничего не замечаю, пока он не указывает мне на фрагмент узорной решетки с магендавидом.
- Когда-то в этом месте размещалась большая еврейская благотворительная столовая Натана Штрауса, - объясняет Фишелевич. – Как видите, вход в нее замурован и заставлен мусорным ящиком. Но вот этот небольшой фрагмент решетки они выдрать из стены, то ли не смогли, то ли поленились.

Этот замурованный вход, прикрываемый мусорным ящиком и останки решетки с «еврейским узором» пожалуй, лучше всего символизирует происходящее в Старом городе. Давайте представим, что завтра какой-нибудь еврейский филантроп или амута захотят вернуть – именно вернуть! – это здание еврейскому народу, восстановить в нем ту же столовую для бедных. О, какой вопль поднимется по этому поводу и арабами, и американцами и, само собой, нашими левыми радикалами, которые немедленно начнут проводить здесь демонстрации против очередного «незаконного захвата арабской собственности». То, что эта собственность была когда-то отобрана у евреев погромщиками, а затем снова выкуплена у их потомков, этих «борцов за справедливость» волновать, безусловно, не будет.

Как рассказывает Давид Лурия, сегодня можно говорить о трех основных видах недвижимости, которая приобретается евреями в Старом доме. Большинство из них составляют здания, подобные «Дому Витенберга», то есть построенные или купленные евреями в разные периоды и оставленные ими после погромов 1929, 1936 и 1939 годов. Нельзя сказать, что евреи не пытались отстоять эти дома – пытались, и еще как. Тот же «Дом Витенберга» в начале 20-х годов охранялся Хаганой, и именно в его дворе с винтовками за плечами встретились «Красная Роза» и Нехемия Рабинович - родители будущего премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. И все же под давлением погромщиков и англичан евреи тогда были вынуждены из них уйти…

Вторую, меньшую, группу зданий составляют те, которые евреи выкупают у Греческой патриархии, являющейся крупнейшим землевладельцем в районе Иерусалима. Так, к примеру, был приобретен дом «Неот Давид», в котором сегодня располагается ешива и живут десять семей ее преподавателей. К арабам эти дома ни исторически, ни юридически не имеют никакого отношения, и потому говорить, что у них что-то законно или незаконно отобрали, никак нельзя.

Наконец, третью, очень небольшую группу составляют дома, действительно купленные у арабов – к примеру, знаменитый «Дом фотографа». Кстати, я долго думал, что он называется так, потому, что с его крыши можно делать великолепные снимки видов Иерусалима, и, как выяснилось, ошибался. То есть вид с крыши «Дома фотографа» и в самом деле открывается великолепный, но свое название он получил из-за истории его покупки.

Рассказывают, что в 80-х годах министерство связи наняло фотографа для того, чтобы он занял один из рабочих визитов министра. Однако когда замминистра решил получить снимки и позвонил на записанный им телефон фотографа, ему ответили на арабском.
Поняв, что он ошибся номером, замминистра – просто, чтобы что-то сказать – спросил поднявшего трубку мужчину:
- Скажи, ты не хочешь продать свой дом?
- Это не телефонный разговор. Давай встретимся, - последовал ответ.
Фотографа тогда так и не нашли, но вот дом был куплен и заселен евреями, а его хозяину помогли вместе с семьей перебраться в США и обустроиться на новом месте.
- Кстати, арабов, желающих продать евреям свои дома в Старом городе, хватает, - говорит Даниэль Лурия. – Не хватает потенциальных покупателей. И, само собой, над местными арабами довлеет страх расправы за то, что они пойдут на такой шаг. В связи с этим, на наш взгляд, крайне важно, чтобы Израиль гарантировал этим людям защиту и вел себя по отношению тем, кто угрожает и, тем более, расправляется с потенциальными продавцами так, как к ним и следует относиться – как к преступникам, мешающим людям распорядится своей собственностью. В значительной степени страсти вокруг Иерусалима кипят потому, что арабы сами не чувствуют, что мы действительно заинтересованы в том, чтобы сделать его вечной и неделимой столицей Израиля. Как только мы проявим решимость в этом, изменится и сам их взгляд на еврейское присутствие в Иерусалиме; они начнут иначе воспитывать своих детей.
- Тот, кто утверждает, что Иерусалим можно разделить на Западную и Восточную части, соблюдя интересы двух народов и сделав из него столицу и Израиля и некого Палестинского государства, зачастую не ведает, что он говорит. Помню, как стоя в двух шагах от Башни Давида, один израильский генерал убеждал меня, что мы вполне можем поступиться Абу-Дисом, а то, что мы на границе этого квартала поселили евреев – это провокация. Тогда я попросил его просто показать, где находится Абу-Дис. Он начал рассуждать о том, что тот не граничит с еврейской частью Иерусалима, достаточно удален и т.д. «Да ты не философствуй, ты пальцем покажи, где находится Абу-Дис!» - сказал я ему. И когда он стушевался, я поднял руку и показал на виднеющиеся в нескольких сотнях метрах здания. «Вот это и есть Абу-Дис! – сказал я. – Как видишь, он находится, что называется, на расстоянии вытянутой руки от Стены Плача. И там вы хотите дать палестинцам возвести их парламент!

Возрождение квартала Бека

Слова Даниэля Лурии обретают предельную реальность, когда выходишь за Шхемские ворота и, как кажется, оказываешься в самой сердце арабского Иерусалима. Однако достаточно бросить взгляд – и впереди, говоря словами Лурии, на расстоянии вытянутой руки, с одной стороны, видно здание Иерусалимской мэрии, а с другой – начало квартала Меа-Шеарим. И близость эта опять-таки не случайна: все земли в этом квартале были куплены в свое время купцом из Ружина Беком и другими волынскими хасидами. Он так тогда и назывался – «квартал Бека». Затем, в начале ХХ века, здесь поселились бухарские, грузинские и горские евреи.

О том, что все дома в этом квартале были построены именно евреями, свидетельствует и их архитектура, и выбитые углубления для мезузы в каменных притолоках, на которые мне указывает Ицхак Фишелевич, пока мы направляемся к домам, где не так давно поселились еврейские семьи. И именно здесь, в квартале Бека в 1929 году евреи оказались совершенно беззащитны и погромы приняли особенно кровавый характер.

Когда, сидя в доме Яэль Штернберг, я спрошу, как складываются ее отношения с арабскими соседями, она только пожмет плечами:
- Они здороваются. В последнее время я стала отвечать на их приветствия, но не более того. Я не могу избавиться от призраков 1929 года, я словно сама помню, как те самые арабы, которых мы считали добрыми соседями, в мгновение превратились в убийц и погромщиков…
- Вы ничего не покупаете на арабском рынке?
- Ничего. Идем за всеми покупками в Меа Шеарим или другую часть города – это всего 15-18 минут ходьбы быстрым шагом…
И вновь я не могу отделаться от вопроса о том, что произойдет, когда еврейское присутствие здесь будет расширено – а оно, безусловно, должно быть расширено и будет расширено! По какому праву, на каких юридических основаниях те же палестинцы, американцы, ООН и наши доморощенные правозащитники смогут выступать против возвращения законных владельцев в их дома? С каких пор в мире стали отрицать право собственников вступить во владение своим имуществом? Или, когда речь касается евреев, закон оказывается неписан, а погром начинает считаться вполне легитимным способом захвата недвижимости?!
Это и есть та логика абсурда, которую сегодня пытаются навязать Израилю, оспаривая наше право на Иерусалим. И страшно представить, какими последствиями может обернуться победа этой логики и для еврейского государства, и для всего мира.

Петр Люкимсон. Опубликовано в газете "Новости Недели" 08/07/10.

Вестник Израиля / Вестник News
Фото: авторов публикации
Версия для печати

    

Сад страшилищ – невиданных и небывалых!

Сад страшилищ – невиданных и небывалых!Страшилища, монстры, чудовища, невиданные звери - впервые в музее Эрец-Исраэль, где в июле и в августе 2017 года пройдет выставка волшебных и забавнейших существ, придуманных израильским писателем и иллюстратором детских книг, а также художником-графиком, карикатуристом, режиссером и сценаристом анимационных фильмов... Подробнее

Олимпиада вин? Есть и такая!

Олимпиада вин? Есть и такая!Как часто мы стоим перед полками с батареями винных бутылок, размышляя, что же купить? Что является показателем качества вина? Цена? Или год урожая? Оказывается, аналогичными вопросами задавались и сомелье. И тогда, чтобы облегчить им работу, были придуманы международные конкурсы вин. На этих соревнованиях винам... Подробнее

ЗиЛ в пустыне Арава

ЗиЛ в пустыне АраваЗиЛ (завод имени Лихачова) – так называется маленький уютный кемпинг в пустыне Арава. И действительно, здесь установлен старенький грузовик советского производства – трофей Шестидневной войны. Тогда, почти 50 лет назад, СССР поставлял эти грузовики армиям Египта и Сирии. Парк советских трофейных грузовиков в Израиле... Подробнее

В Хайфе спустили на воду точную копию древнего финикийского судна

В Хайфе спустили на воду точную копию древнего финикийского судна17 марта в Хайфе прошла торжественная церемония спуска на воду реплики древней финикийской лодки, найденной в 1985 году на дне Средиземного моря недалеко от кибуца Мааган-Михаэль. Церемония состоялась в хайфской марине, в устье реки Кишон, под эгидой Хайфского Университета. Отреставрированный оригинал найденного в... Подробнее

JerusaLens –оцените работы международного фотоконкурса, посвященного Иерусалиму

JerusaLens –оцените работы международного фотоконкурса, посвященного ИерусалимуЕврейский Национальный Фонд – Керен Каемет ле-Исраэль совместно с ЕНФ-США, мемориалом «Гиват ха-тахмошет»; министерствами иностранных дел, туризма и по делам Иерусалима; государственным пресс-бюро при поддержке компаний HP (Scitex and Indigo) и PICO Venture Partners. Приглашают всех желающих на сайт международного... Подробнее

Засухоустойчивые кипарисы появились в лесу Иланот

Засухоустойчивые кипарисы появились в лесу ИланотНа прошлой неделе в ботаническом саду леса Иланот появились новые обитатели – 13 кипарисов, которые были выращены в питомнике сельскохозяйственного факультета в Реховоте. Кипарисы являются важной лесной породой, которая не только органично вписывается в мозаику леса, но и препятствует распространению огня во время... Подробнее

Знаменитый футбольный тренер Жозе Моуринью стал лицом рекламной компании «Лига чемпионов с Heineken».

Знаменитый футбольный тренер Жозе Моуринью стал лицом рекламной компании «Лига чемпионов с Heineken».Уже 11 лет Heineken является генеральным спонсором Лиги Чемпионов. Потому выбор на роль лица рекламной кампании живой легенды, тренера «Манчестер Юнайтед» представляется более чем логичным. Кампания носит название Champion the Match. В видеороликах Жозе Моуринью обращается к болельщикам всего мира с ободряющей речью,... Подробнее

Древний акведук вновь заработал

Древний акведук вновь заработал20 лет длились работы по реставрации древнего акведука в парке Аялон-Канада. И вот теперь акведук вновь наполнился водой, которая не будет иссякать здесь круглый год. Реставрационные работы проводились специалистами Еврейского Национального Фонда - Керен Каемет ле-Исраэль. Ими была построена новая система подачи воды... Подробнее

Все фотографы страны! Участвуйте в новом конкурсе и выигрывайте призы!

Все фотографы страны! Участвуйте в новом конкурсе и выигрывайте призы!Конкурс "Это Израиль. Взгляд фотографа" набирает обороты, к участию пригашаются все! Главный приз конкурса - 5000 шекелей, но это еще не все. 12 лучших фотографий будут опубликованы в новогоднем календаре, который выйдет в декабре в газете "Вести".Этот конкурс - совместный проект сети... Подробнее

Овации для победителя: итоги конкурса украшений от Michal Negrin

Овации для победителя: итоги конкурса украшений от Michal NegrinИногда украшение становится любимым с первого взгляда, иногда успешно отслужив много лет и доказав свою «лояльность» хозяйке. Но бесспорно одно – украшение это отражение нашей индивидуальности, вкуса и отношения к жизни. Это в полной мере доказали участницы конкурса от Michal Negrin «Мое любимое украшение», которым... Подробнее

Познавательные развлечения на Суккот: участие в празднике сбора оливок и отжима масла

Познавательные развлечения на Суккот: участие в празднике сбора оливок и отжима маслаСамая большая в Израиле деревенская маслодавильня "Шамна" в дни Суккот приглашает на праздник сбора оливы – жемчужины Эрец-Исраэль. ень, проведенный с детьми в пасторальных условиях деревни (хотя и в 15 минутах езды от Тель-Авива), самостоятельный сбор урожая, из которого на ваших глазах выжимают свежее... Подробнее